<<<<< вернуться
В соответствии с приказом Министерства
образования Саратовской области от 18.06.2010 №1561 «Об апробации федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования в
общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2010-2011 учебном году»
МОУ прогимназия «Кристаллик» является
пилотным учреждением по внедрению Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования. Данный
стандарт утверждён и введён в действие
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009
г. № 373. Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт)
представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации
основной образовательной программы начального общего образования
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт
включает в себя требования: к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной
программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению
частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной
образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям. Требования к результатам, структуре и
условиям освоения основной образовательной программы начального общего
образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на
ступени начального общего образования, самоценности ступени начального общего
образования как фундамента всего последующего образования. Стандарт учитывает образовательные
потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт является основой объективной
оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования. Нормативный срок освоения основной образовательной
программы начального общего образования составляет четыре года. Стандарт разработан с учетом региональных,
национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного
начального общего образования; духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их
гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; преемственности основных образовательных
программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования; сохранения и развития культурного
разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской
Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального
общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой
многонационального народа России; единства образовательного пространства
Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов
образовательных учреждений; демократизации образования и всей
образовательной деятельности, в том числе через развитие форм
государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации
права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов
оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм
образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной
среды образовательного учреждения; формирования критериальной оценки
результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального
общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных
учреждений, функционирования системы образования в целом; условий для эффективной реализации и
освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего
образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех
обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в
специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья. В основе Стандарта лежит
системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,
задачам построения демократического гражданского общества на основе
толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава российского общества; переход к стратегии социального
проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения
социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся; ориентацию на результаты образования как
системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на
основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания
образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия
участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального
и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения
видов деятельности и форм общения для определения целей образования и
воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного,
начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет
индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения
обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. В
соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования
осуществляется: становление основ гражданской
идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели
и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность,
осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками
в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм,
нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного
здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление
личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою
Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и
общества; любознательный, активно и заинтересованно
познающий мир; владеющий основами умения учиться,
способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и
отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и
слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и
безопасного для себя и окружающих образа жизни.
- создание
необходимых условий для апробации федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования; - организационное,
научно-методическое сопровождение и мониторинг апробации федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования. |