<<<< Вернуьтся

Один шаг в обучении может

означать сто шагов в развитии.

Л.С.Выготский

 

Система общего развития Л.В.Занкова сложилась в результате психолого-педагогического исследования соотношения обучения и развития школьников. Данная система имеет статус государственной. Она основана на новой дидактике, принципами  которой являются – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознания процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и слабого.

Цель системы — максимальная эффективность обучения для общего развития школьника.

Задачи обучения - представить учащимся целостную картину мира средствами науки, литературы и искусства.

Учебный процесс строится в доверительной атмосфере совместной работы ученика и учителя. Система рассчитана на "сотворчество, сотрудничество, сопереживание". Богатое содержание образования и средства педагогической деятельности направлены на целостное развитие личности ребенка, его ума, воли, чувств, а не только на усвоение им знаний, умений, навыков. 

Процесс обучения  по данной системе строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок ведется в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки и чтобы это не каралось отметкой (скорее — наоборот: активность на уроке должна поощряться).

   В системе Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения каждого ученика по отношению к самому себе. И это третье, очень важное, условие для создания в классе развивающей среды.

   Система Л. В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения:  наряду с занятиями в классе широко практикуются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, в природу, на предприятия — в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.

   Обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. А как можно воспитать думающего, самостоятельного человека без преодоления трудностей?

   «Трудность», которую мы предлагаем детям, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие ненужных «карательных» мер — все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе.


Hosted by uCoz