<<<< Вернуьтся
Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии. Л.С.Выготский Система
общего развития Л.В.Занкова сложилась в результате психолого-педагогического
исследования соотношения обучения и развития школьников. Данная система имеет статус государственной. Она основана на новой
дидактике, принципами которой являются –
обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль
теоретических знаний, осознания процесса учения, быстрый темп прохождения
учебного материала, работа над развитием каждого ребёнка, в том числе и
слабого. Цель системы — максимальная эффективность обучения для общего
развития школьника. Задачи обучения - представить учащимся целостную картину мира
средствами науки, литературы и искусства. Учебный процесс строится в доверительной атмосфере совместной работы
ученика и учителя. Система рассчитана на "сотворчество, сотрудничество,
сопереживание". Богатое содержание образования и средства педагогической
деятельности направлены на целостное развитие личности ребенка, его ума, воли,
чувств, а не только на усвоение им знаний, умений, навыков. Процесс обучения по данной системе строится таким образом,
чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему,
направляя на нужный путь. Урок ведется в форме дискуссии. Без этого невозможно
ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не
согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им
предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы
учащиеся не боялись допустить ошибки и чтобы это не каралось отметкой
(скорее — наоборот: активность на уроке должна поощряться). В системе Занкова разработана
качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои
сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения
каждого ученика по отношению к самому себе. И это третье, очень важное, условие
для создания в классе развивающей среды. Система Л. В. Занкова
предполагает разнообразие форм обучения: наряду с занятиями в классе широко
практикуются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, в природу, на
предприятия — в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также
занятия в библиотеке. Обучение не обещает ученикам
легкой, беззаботной жизни. А как можно воспитать думающего, самостоятельного
человека без преодоления трудностей? «Трудность», которую мы предлагаем
детям, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего
класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. Наши наблюдения за
учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей
нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию,
отсутствие ненужных «карательных» мер — все это сводит до минимума
неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. |